Применение ИКТ в управлении общеобразовательным учреждением
Федорова И.А.
Зам. Директора
по УВР МОУ «СОШ №5» п. Большой Исток
Применение ИКТ в управлении общеобразовательным
учреждением
Одним из приоритетных направлений в образовании
Свердловской области является развитие единого информационно-образовательного
пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников
образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам различного уровня,
развитие современных образовательных технологий и информационной культуры
граждан как условия реализации принципов доступности и непрерывности
образования, обеспечения качества образования. На основании Концепции о едином
информационно- образовательном пространстве Свердловской области наша школа
разработала свой проект.
В условиях поселка школа зачастую становится не только
центром образования для детей, но и центром информации, культуры для жителей.
Закончив школу, выпускники не теряют связи с ней, а, обучаясь в ВУЗах Екатеринбурга,
приходят получить консультации, найти необходимую информацию и т.д. Работа с
родителями и общественностью тоже является давней традицией школы. Исходя из
этого, считаем, что не только школьная библиотека, но и вся школа должна стать
информационным центром для населения. Это тем более актуально потому, что
работа фактически начата: прошли обучениена курсах « Интел: обучение для будущего» 22 педагога, начато внедрение
проектной технологии, начато создание единой базы данных и компьютеризация
библиотеки и т.д.
Проблема,на решение
которой направлен проект:
Как удовлетворить информационные запросы членов
образовательного сообщества и повысить эффективность учебно-воспитательной
работы и качество образования в школе?
Уникальность нашего проекта: отход от узкого понимания процесса
создания информационного центра как модернизации библиотеки в медиацентр,
распространение деятельности центра на все сферы жизни школы с выходом на образовательное
пространство поселка и, в конечном итоге, превращение всего ОУ в единый
информационного центр поселка.
Исходя из целей и задач, педагогический
коллектив нашей школы разработал проект создания интерактивного информационного
центра для педагогов, детей, родителей и жителей, исходя из потребностей и
возможностей образовательного учреждения.
В ходе обсуждения определились
основные
направления деятельности
информационного центра:
~Научно-методическое
~Учебно-познавательное
~Социально-педагогическое
~Информационно-аналитическое
~Редакционно-издательское
Что наработано коллективом
по вопросу развития информационных технологий и создания информационного центра:
1.
Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
За первое полугодие уровень освоения и использования
ИКТ в школе составил: администрация – 100%, педагоги – 66% (в здании начальной
школы пока нет кабинета информационных технологий).
Учителя активно и самостоятельно осваивают данное
направление в различных формах:
·Использование электронных учебников на уроке.
·Создание собственных презентаций к урокам, электронных тестов.
·Разработка исследовательских заданий по поиску информации в Интернете.
·Проектная деятельность с учащимися, в том числе по методике Intel
«Обучение для будущего».
Введен в эксплуатацию второй компьютерный кабинет, для
проведения занятий по другим учебным дисциплинам с использованием компьютера.
Апробируются новые формы дистанционного обучения:
·Участие в российских дистанционных эвристических олимпиадах портала
Эйдос.
·Участие в Интернет турнирах между школами области.
·Проведение олимпиады УрФО по основам наук в электронной форме.
2.
Информационное обеспечение управления МОУ СОШ №5:
· Создана локальная управленческая сеть, позволяющая организовать
внутренний документооборот в сети, работать в среде с любого рабочего места,
подключенного к локальной сети.
·Самостоятельно разработана информационная системадля сбора, обработки, анализа, хранения
стандартной информации о кадровых ресурсах и учащихся школы для построения
отчетности в разных уровнях управления образованием.
·В
электроном виде ведется мониторинг по: успеваемости (итоги за четверть по каждому учащемуся);посещаемости (по каждому классу); качество обученности и
качество знаний (каждую четверть для каждого учителя). Для реализации использована технология электронных
таблиц –Microsoft Excel.
·Осваивается технология автоматизированного составления расписания,
позволяющая оперативное изменение расписания учебного процесса, школьных и
классных мероприятий.
·Осваивается ведение всей отчетности в «1С: Предприятие», «1С: Школа-ХроноГраф».
·Постоянно пополняется банк программно-методических разработок учителей.
3.
Информационное обеспечение учебного процесса:
·Создан информационно-образовательный центр на базе кабинетов
информатики и кабинета мультимедийных систем
обучения, что расширило возможности получения и усвоения информации через
использование Интернет-технологий в образовательном
процессе.
·Создана единая компьютерная сеть школы (28 рабочих мест) с выходом в Интернет,
обеспечивающая возможность общения между пользователями, позволяющая создать личноепортфолио ученика и
учителя, портфолио класса и проектов, открыть доступ
к мировым образовательным ресурсам.
·Разработаны
модели уроков химии, математики, биологии, географии, иностранного языка,
русского языка и литературы, истории, музыки, МХК с компьютерной поддержкой,
которые позволяют учащимся более глубоко «погрузиться» в предмет, дают
возможность выбора индивидуальной образовательной траектории для каждого
воспитанника,обеспечение такого уровня мотивации учебной деятельности, когда учебный
материал воспринимается как лично значимый.
4.
Информационное обеспечение мониторинга:
·Создана база образовательных программ и
элективных курсов, востребованных учащимися и их родителями.
·Создается диагностический комплекс программ для психологического мониторинга.
5. Информационного взаимодействия с внешней средой
На определенном этапе возникла необходимость
информировать общественность о деятельности школы. С этой целью на сайте
поселка B-Istok. ru были открыты страницы, информацию по которым разрабатывают
педагоги и учащиеся школы, а именно: «МОУ СОШ №5»; «Школьная газета»; «Ветераны»;
«История поселка».
6.
Информационное обеспечения внеклассной и внеурочной деятельности:
·Огромное место во внеклассной и внеурочной деятельности занимает
проектная деятельность учащихся. Только за последние полгода было создано
несколько проектов: «Кому нужна эта «Геометрия»?», «Перелетные птицы», «Всем
нужны друзья», «Моя малая Родина – поселок Большой Исток», проекты ОКР «Люди
нашей школы», «События нашей школы», «Путеводитель по школе» «Родники»,
«Здоровье – мудрых гонорар», «Человек в истории» и т.д. Долгосрочными проектами
являются сайт школы и школьная газета «Параллели»; выпускаются классные газеты
в период подготовки к общешкольным и районным мероприятиям.
·Подготовка к участию в фестивалях, олимпиадах, конкурсах не обходится
без использования всех ресурсов школы и возможности сети Интернет. Появилась
возможность участия в дистанционных формах обучения и развития.
Таким
образом, в результате создания единой информационной системы школы появилась
возможность:
·обеспечить доступ в ИНТЕРНЕТ со всех
рабочих мест;
·вести поиск информации для решения
учебных задач;
·поддерживать работу локальной сети школы;
·обеспечить надёжное хранение информации,
а также антивирусную защиту локальной сети школы;
·использовать информацию, размещённую в
сети ИНТЕРНЕТ;
·организовывать работу школы в
образовательных проектах, конкурсах, викторинах;
·обмениваться информацией по методике
преподавания в рамках виртуальных МО;
·работать над сайтом школы и организовать
публикацию результатов работы на сайте школы;
·использовать в учебной работе имеющиеся
образовательные ресурсы (тренажёры, репетиторы, энциклопедии, справочники и
т.д.);
·оперативно связываться с руководителями и
другими работниками различных организаций;
·способствовать самообразованию,
саморазвитию и самореализации обучающихся и педагогов;
·вести управление школой на качественно
новом уровне;