Использование проектной деятельности при обучении русскому языку и литературе Изучение
русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и
патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний
о русском языке, овладение умениями анализа, но самое главное – это
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Вся система образования направлена на развитие у учеников
самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в
соответствии с темой и целью работы.
Использование
проектной деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет
работать над формированием всех выше перечисленных целей
Проектная
деятельность – один из лучших способов совмещения современных
информационных технологий, личностно – ориентированного образования и
самостоятельной работы учащихся.
.Преимущества проектной деятельности:
1.
Развиваются и совершенствуются информационные умения и навыки, навыки
самоорганизации и саморазвития ( учащиеся работают самостоятельно ,
хотя не исключены консультации учителя)
2.
Применяется дифференцированный подход ( темы проектов имеют разный
уровень сложности, учитель предлагает темы с учетом уровня
подготовленности ученика)
3. Формируются основные речеведческие умения (работа с текстом, умение выделять главное, редактировать)
4. Совершенствуется коммуникативная компетенция ( учащиеся должны не только выполнить проект, но представить его, защитить)
5. Отрабатываются умения работы с компьютером.
6. Повышается мотивация к обучению.
На своих уроках я часто применяю ИКТ. Уроки становятся «живыми», интересными, а учащиеся работают более активно.
Использование
презентаций к уроку позволяет не только сделать урок наглядным,
красочным, но и сэкономить время, работать с учащимися в быстром темпе,
выполнять разнообразные задания. Так мной был разработан урок «Я напишу
тебе письмо» с использованием ИКТ, где учащиеся смогли не только
услышать информацию об истории возникновения письма, но и увидеть массу
иллюстраций, фрагменты видеофильмов, услышать аудиозапись.
В
своей практике я активно использую и проектную деятельность. В 6 классе
мы с детьми разрабатывали несколько проектов. Первые носили
общепознавательный характер: «Имя в реке времени» (история
возникновения имен), «Мое любимое слово» (задания, связанные с
этимологией, с морфологическим анализом слова). Во втором полугодии мы
взяли тематические проекты: по русскому языку: «Удивительная часть
речи» (учащиеся изучали историю возникновения, разные точки зрения
лингвистов на причастие и деепричастие), по литературе «Герой –
подросток в литературе 18,19 и 20 века» (учащиеся на протяжении
учебного года изучали произведения, где героями были подростки, в
работе они должны были проанализировать и сравнить подростков трех
веков, сделать определенные выводы).
Таким образом, использование на уроках проектной деятельности:
- позволяет эффективно организовать групповую и самостоятельную работу;
- способствует совершенствованию практических умений и навыков учащихся;
- позволяет индивидуализироть учебный процесс;
- повышает интерес к предмету;
- активизирует познавательную деятельность
- развивает творческий потенциал учащихся;
- делает урок современным.
Ефремова А.С |