Первичный инструктаж для кабинета химии.
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РАБОТЕ КАБИНЕТА ХИМИИ в МОУ « СОШ №5 «
Помещение кабинета химии находится на втором этаже, имеется специализированная мебель:
· стол кафедра для учителя;
· ученическая мебель (каждое рабочее место ученика подключено к водоснабжению и канализации);
· вытяжной-шкаф для проведения химических опытов;
· раковина с проточной водой .
Необходимые нормативные документы, инструкции по охране труда
ПРИ РАБОТЕ СО ЩЕЛОЧАМИ.
- Общие требования безопасности.
Едкие щелочи оказывают сильное прижигающее действие, способны растворять белки организма, проникать глубоко в ткани, вызывая некроз. При всасывании щелочь вызывает гемолиз, превращая кровь в студенистую массу.
Щелочь довольно долго не смывается с кожи. Следует остерегаться попадания едкой щелочи под ногти, откуда её очень трудно смыть. Особенно опасно попадание щелочи в глаза. Опасности в работе:
o химический ожог кожи;
o химический ожог глаз;
o попадание на одежду.
2. Требования безопасности перед началом работы.
• Привести рабочее место в порядок.
• Убедиться в наличии:
- нейтрализующего раствора (3% раствора борной кислоты); адсорбента (смеси песка, соды, глины);
- воды в кране либо в сосудах.
• Внимательно прочитать надпись на этикетке.
• Убедиться в правильности взятого раствора.
• Убедиться в чистоте и целостности посуды.
• Прослушать инструктаж учителя по технике безопасности.
3. Требования безопасности во время работы.
• Склянку с раствором щелочи держать над столом.
• Следить, чтобы растворы не попадали на кожу, одежду, глаза.
• Брать склянки одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно.
• При наливании реактива придерживаться правила, этикеткой располагать кверху, к
ладони.
• После налипания сосуд подержан, наклонно, пока на нижнем крае ранга не соне реки капля, затем спять кайлю, касаясь края сосуда, а который начинается жидкость.
• Пробку следует класть на стол так, чтобы смоченное жидкостью место не касалось стола;
• И собрать реактивы с других столов учащихся;
• Использовать только тс реактивы, которые расположены и раздаточном ящике на рабочем месте.
4. Требования безопасности в критической ситуации.
• Поставить в известность учителя об ожоге.
• При попадании раствора щелочи па руки, одежду: смыть широкой струей поды, затем разбавленным раствором уксусной либо борной кислоты (3% раствором), а после пою опять большим количеством воды.
• При попадании раствора щелочи в глаза- промыть водой, затем 2% раствором борной кислоты или 2% раствором соды (МаНСОз), ещё раз ополоскать глаза чистой вожжой и. внести под веки 2-3 капли раствора альбуцида.
• После оказания первой медицинской помощи обязательно обратиться к врачу.
5. Требования безопасности после окончания работы.
• Проверить, плотно ли закрыты склянки пробками.
• Устойчиво сложить в раздаточный ящик.
• Отработанные растворы слип, в специальный сосуд, предварительно их нейтрализован.
• Раздаточный ящик сдать лаборанту,
• Тщательно вымыть руки с мылом.
3. ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ.
1. Общие требования безопасности.
При работе и химической лаборатории следует исходить из того, что все химические вещества в той или иной степени ядовиты. Совершенно безвредна только чистая вода.
Работая с кислотами необходимо помнить, что несоблюдение правил обращения с ними приводит к сильным химическим ожогам, глубина и тяжесть которых определяется концентрацией кислот и площадью ожога. Опасности в работе: химический ожог кожи; химический ожог глаз; попадание раствора кислоты па одежду.
2. Требования безопасности перед началом работы.
• Освободить рабочее место от посторонних предметов.
• Внимательно прочитать надпись на склянке.
• Убедиться в правильности выбора раствора кислоты.
• Убедиться в чистоте посуды, её целостности.
• Убедиться в наличии па демонстрационном столе учителя (либо в уголке по технике безопасности):
- нейтрализующего 2% раствора соды (N31-1003);
- адсорбента (смеси песка, соды, глины);
- воды в крапе либо в сосудах.
• Прослушать инструктаж учителя по технике безопасности.
3. Требовании безопасности во время работы.
• Склянку с кислотой держать над столом. '
• Склянки с растворами брать одной рукой за горлышко, а другой снизу поддерживать за дно, держать ее этикеткой кверху, к ладони.
• Для того, чтобы реактив не стекал и не пачкал склянку, её после налипания следует ещё некоторое время подержать наклонно, пока на нижнем крае ранта не соберётся капля, затем снять, каплю, не касаясь края сосуда, и который накапливается жидкость.
• Пробку следует класть па стол так. чтобы смоченное жидкостью место не касалось. стола.
4. Требования безопасности в критической ситуации.
• При ожогах кислотами:
пораженное место промыть струей поды и течение 15 минут, не менее: положить примочки 2% раствора соды (гидрокарбоната натрия): немедленно обратиться к врачу.
• При пролитии КИСЛОТЫ - засыпать жидкость адсорбентом, после чего произвести её уборку.
5. Требования безопасности после окончания работы.
• Проверить, закрыты ли склянки пробками.
• Инвентарь сложить в раздаточный ящик и сдать лаборанту.
• Привести рабочее место в порядок.
• Тщательно вымыть руки с мылом.
• Не спеша выйти из лаборатории
4. ПРИ РАБОТЕ СО СТЕКЛЯННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДОЙ.
1. Общие требования безопасности.
В химической лаборатории для проведения опытов употребляется стеклянная посуда двух сортов: тонкостенная (предназначена для нагревания жидкостей), толстостенная (для храпения реактивов и опытов, не требующих нагревания). Тонкостенные сосуды легче разбиваются, поэтому нужно осторожно их ставить па стол, особенно большие сосуды с жидкостью. Они могут трескаться от небольшой песчинки или неровности па столе. Толстостенный сосуд следует держать за горло как можно ближе к тому месту, куда вставляется пробка, так как иначе очень легко поранить руки.
Опасности в работе:
- ранение рук и лица в следствии разрыва сосудов и приборов при нарушении правил применения изделии из стекла;
- ожог рук неосторожным обращением со стеклянными трубками, стаканами. колбами, нагретыми до высокой температуры.
Помните, что горячее стекло по внешнему виду не отличается от холодного.
2. Требования безопасности перед началом работы.
• Прослушать инструктаж учителя по технике безопасности.
• Освободить рабочее место от посторонних предметов.
• Проверить чистоту посуды, отсутствие трещин. |