Документация
Сведения об общеобразовательной организации

Наша школа

Учебный год

Учебный процесс

Воспитательный процесс

Психологическая служба

Учителям

Родителям

Ученикам

Категории раздела
Инструкции [15]
Материалы музея [1]

Дети рисуют Победу

Форма входа

Наш опрос
Используете ли вы интернет для обучения?
Всего ответов: 138

Поиск

Календарь

Статистика



Яндекс.Погода


конкурс сайтов


Каталог сайтов

Выборы президента

· RSS 14.04.2021, 01:59

Главная » Файлы » Инструкции

Инструктаж для учителя географии
15.04.2009, 09:17

ПРОГРАММА
первичного инструктажа для учителя географии

1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КАБИНЕТЕ ГЕОГРАФИИ муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя  общеобразовательная школа №5»:
Кабинет географии расположен  на  первом этаже. Кабинет оборудован техническими средствами обучения.  В кабинете   систематизирован   методический, дидактический материал   по темам и классам.
1.1.Организация рабочих мест учащихся:
- парты и классная доска расположены в кабинете согласно «Требованиям к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений» п.2.4. Сан Пин  2.4.2.1178-02
1.2. Рабочее место учителя находится рядом с оборудованным техническими средствами обучения шкафом.
1.3. Кабинет оснащен необходимыми печатными материалами, наглядными пособиями, методической литературой, дидактическими материалами. 

2. ПРЕДМЕТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  школы является осуществление образовательного процесса. Целями деятельности  школы являются:
* создание благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждой личности, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию;
* организация педагогического процесса на основе проектирования образовательных программ,  направленных на разностороннее развитие личности ребенка и на воспитание общей культуры в современных условиях развития образования;
* построение учебно-воспитательного процесса на основе психолого-педагогической диагностики склонностей, интересов, способностей  школьников ;
* создание оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся с различными учебными возможностями;
* сохранение и укрепление здоровья учащихся и сотрудников.
Обучение и воспитание осуществляется в интересах личности, общества, государства, обеспечивает создание благоприятных условий для оптимального развития личности и способностей к социальному самоопределению.

3. РЕЖИМ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ.

* Каждое лицо наемного труда находится на своем рабочем месте в часы, установленные для начала и окончания работы. Работники  школы , уходя с работы, сдают ключ от кабинета сотрудникам службы безопасности под роспись в журнале контроля.
* Рабочий день учителей должен начинаться не позднее, чем за 20 минут до начала занятий. Это время отведено на подготовку к уроку кабинета с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Перемена между уроками также является рабочим временем. Дежурный администратор является на дежурство за полчаса до начала уроков.
* В течение учебного времени учителя приступают к очередным урокам со звонком, задержка учащихся на переменах, а также начала уроков после звонка не допускается и считается отсутствием учителя на рабочем месте.

4. ВСЕ РАБОТНИКИ ОБЯЗАНЫ подчиняться руководству организации и его представителям, наделенным административными полномочиями либо осуществляющим распорядительные функции, выполнять их указания, связанные с трудовой деятельностью, а также приказы и предписания, доводимые с помощью служебных инструкций и объявлений.
Работники, независимо от должностного положения, обязаны проявлять взаимную вежливость, уважение, терпимость, соблюдая служебную дисциплину.

5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

5.1. Основными направлениями деятельности  школы  в области охраны труда являются: 
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников и учащихся;
- административное управление охраной труда;
- административный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.2. Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем в гимназии, или об ухудшении состояния своего здоровья;
- добросовестно выполнять свои трудовые обязанности;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- бережно относиться к имуществу гимназии;
- выполнять установленные нормы труда.
5.3. Общее руководство работой по охране труда в  школе  осуществляет работодатель. Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях осуществляет должностное лицо, на которое приказом возложены обязанности по обеспечению охраны труда в организации.
5.4.  Заместитель директора гимназии осуществляет руководство деятельностью по охране труда на уроках географии в соответствии с требованиями законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.
5.5. Общественный контроль за состоянием охраны труда в организации осуществляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.

6. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

* Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, пожарной безопасности и правила внутреннего трудового распорядка.
* Немедленно сообщить своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем в гимназии, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
* Запрещается употребление спиртных напитков, а также приступать к работе в состоянии алкогольного опьянения. Курить разрешается только в специально отведенных местах.
* При заболевании или травмировании как на работе, так и вне ее необходимо сообщить об этом руководителю и обратится в лечебное заведение.
* При несчастном случае следует оказать помощь пострадавшему в соответствии с инструкцией по оказанию доврачебной помощи, вызвать работника медицинской службы. Сохранить до расследования обстановку на рабочем месте такой, какой она была в момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не приведет к аварии.
* При обнаружении неисправности оборудования, приспособлений сообщить об этом руководителю. Пользоваться и применять в работе неисправные оборудование и приспособления запрещается.
Выполняя трудовые обязанности, соблюдать следующие требования:
- ходить только по установленным проходам и площадкам;
- не садиться и не облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
- не подниматься и не спускаться бегом по лестничным маршам и переходным мостикам;
- не прикасаться к электрическим проводам, кабелям электротехнических установок;
- не устранять неисправности в осветительной и силовой сети, а также пусковых устройствах;
- обращать внимание на знаки безопасности, сигналы и выполнять их требования (запрещающий знак безопасности с поясняющей надписью « Не включать - работают люди!»).
- для питья следует употреблять воду из специально оборудованных фонтанчиков или питьевых бачков.
- принимать пищу следует в специально оборудованном помещении (столовой).

7. ОСНОВНЫЕ ОПАСНЫЕ И ВРЕДНЫЕ ФАКТОРЫ

7.1. На занятиях в кабинете географии возможно воздействие следующих опасных факторов:
- нарушение осанки,
- искривление позвоночника,
- развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
7.2. В случае выброса вредных химических веществ с близлежащих предприятий и возникновения опасности химического заражения возможно воздействие следующих опасных факторов:
- токсических;
- раздражающих;
- сенсибилизирующих;
- канцерогенных;
- мутагенных.
Данные факторы влияют на репродуктивную функцию по пути проникновения в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки.
7.3. Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие:
- физические перегрузки;
- нервно-психические перегрузки.
Кроме того, возможно воздействие физических перегрузок, которые подразделяются на:
- статические;
- динамические.
7.4. Нервно-психические перегрузки подразделяются на:
- умственное перенапряжение;
- перенапряжение анализаторов;
- монотонность труда;

8. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ В КАБИНЕТЕ ГЕОГРАФИИ

8.1. К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
8.2. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- нарушение осанки,
- искривление позвоночника,
- развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;
- нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;
- поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
8.3.  Учащиеся должны:
- пройти инструктаж по охране труда в кабинете географии;
- при проведении занятий и на перемене соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;
- в процессе занятий ученики обязаны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий, содержать в чистоте свое рабочее место;
- при работе в кабинете соблюдать правила пожарной безопасности;
- о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить учителю.
8.4. Учащимся запрещается:
- трогать без разрешения учителя экспонаты и другие средства обучения, находящиеся в кабинете;
- приносить в школу колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
- бегать без разрешения учителя, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;
8.5. Учитель должен:
- пройти инструктаж по охране труда при проведении занятий в кабинете географии;
- провести инструктаж для учащихся по охране труда в кабинете географии с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа по охране труда « и в классном журнале;
- при проведении занятий соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения;
- обеспечить устойчивость мебели и  классной доски в кабинете;
- о возникающих неполадках сообщить администрации гимназии;
- пройти целевой инструктаж по охране труда перед мытьем окон и защитных плафонов  осветительных ламп у курирующего заместителя директора с обязательной отметкой в «Журнале по охране труда на рабочем месте»;
- исключить из пользования непригодное оборудование;
- при несчастном случае  немедленно оказать первую помощь и сообщить о происшедшем врачу и администрации гимназии;
- знать пути эвакуации учащихся из гимназии на случай возникновения угрозы пожара или другой чрезвычайной ситуации.
8.6. Учителю запрещается:
- допускать к занятиям учащихся, не прошедших инструктаж по охране труда в кабинете географии;
- оставлять без присмотра учащихся;
- ставить тяжелые предметы на незакрепленные шкафы;
- оставлять включенными электроприборы;
- мыть окна и плафоны осветительных ламп без прохождения предварительного целевого инструктажа у курирующего завуча с обязательной отметкой в «Журнале инструктажа на рабочем месте»;
- использовать непроверенное оборудование;
- ставить цветы на подоконники;
- закрывать дверь кабинета на ключ во время занятий.
8.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

9. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭЛЕКТРОТРАВМАТИЗМА

Электробезопасность должна обеспечиваться: конструкцией электроустановок; техническими способами и средствами защиты; организационными и техническими мероприятиями.
Электротравма - травма, вызванная воздействием электрического тока или электрической дуги. Характерными видами электрических травм являются ожоги, электрические знаки и металлизации кожи. К электрическим травмам следует отнести и поражение глаз вследствие воздействия ультрафиолетовых лучей электрической дуги (электрофтальмия), а также механические повреждения при падениях с высоты вследствие резких непроизвольных движений или потери сознания, вызванных действием тока.
Электрический ток, проходящий через тело человека, величиной 100 ма, и выше является смертельным.
Поражение людей электрическим током возникает в результате случайного прикосновения или опасного приближения к частям электроустановки, находящимся под напряжением, и к конструктивным металлическим частям электроустановок, в нормальных условиях находящимся без напряжения, но вследствие повреждения изоляции оказавшимися под напряжением.

10. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САНИТАРИИ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ.

10. 1. Работники обязаны соблюдать требования производственной санитарии и личной гигиены, предусмотренные действующими законами и иными нормативными актами.
10.2. Работник обязан использовать выделенное ему оборудование по назначению, выполнять порученную работу.
10.3. Запрещается эксплуатация оборудования, приспособлений и инструмента в личных целях.
10.4. Запрещается:
- курить на территории гимназии;
- принимать пищу на рабочем месте;
- оставлять личную и специальную одежду, личные вещи вне мест, предназначенных для их хранения;
- приносить с собой или употреблять алкогольные напитки, приходить в организацию или находится в ней в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
10.5. Учитель должен выполнять требования п.2.4. СанПин 2.4.2.1178-02 к оборудованию. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.  Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены (см. табл. 1.)

Таблица 1.
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
«Столы ученические» и «Стулья ученические»
Номера мебели по ГОСТам 11015-93
11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, обращенного у ученику, по ГОСТу 11015-93 (В мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (В мм)
1 1000-1150 460 оранжевый 260
2 1150-1300 520 фиолетовый 300
3 13-1450 580 Желтый 340
4 1450-1600 640 Красный 380
5 1600-1750- 700 Зеленый 420
6 свыше 1750 760 голубой 460

10.6. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов – не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70;
- от последних столов до стены, противоположной классной доске - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, -не менее 100, а при наличии оборотных классов – 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски- не менее 100;
- от первой парты до учебной доски – 2,4 – 2,7м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся 2-3 ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
10.7. Требования к воздушно-тепловому режиму в помещении кабинета (выдержка из п.2.5. СанПин 2.4.2.1178-02):
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (см. табл.2).

Таблица 2.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Наружная температура, град С. длительность проветривания помещения, мин.
 в малые перемены в большие перемены и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От –5 до –10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10

Температура воздуха в учебном кабинете должна составлять 18-20 град С.
10.8. Требования к естественному и искусственному освещению:
- учебные кабинеты должны иметь естественное освещение. Неравномерность естественного освещения кабинетов, предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
Светопроемы учебных помещений оборудуются регулируются солнцезащитными устройствами типа жалюзи, сочетающимися с цветом стен, мебели.
Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка – 0,7 – 0,8; для стен – 0,5 – 0,6; для пола – 0,3 – 0,5.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) – цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок – темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам – белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует не расставлять  на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон. Очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной) после прохождения целевого инструктажа.
Искусственное освещение. В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями  к естественному и искусственному освещению. В учебных кабинетах предусматривается преимущественно люминесцентное освещение  с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО –30-40-122 (125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
10.9. Использование ТСО.
* При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записей в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300лк.
* При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему «функционального» искусственного освещения с «темным коридором» перед экраном.

11. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ НА УРОКАХ.

В оздоровительных целях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Обязательно проведение физкультминуток на уроках:
На 1уроке – динамическая пауза для улучшения мозгового кровообращения;
На 2 уроке – физкультминутка для улучшения и сохранения зрения;
На 3 уроке – физкультминутка для укрепления осанки;
На 4 уроке – пауза психологической разгрузки.

12. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТСО НА УРОКАХ.

При использовании в  школе аудиовизуальных ТСО деятельность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 3.

Таблица 3.
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

 Длительность просмотра (в мин.)
Классы Диафильмов, диапозитивов кинофильмов Телепередач
1-2 7-15 15-20 15
3-4 15-20 15-20 20
5-7 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30

 

13. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПОЖАРОВ, ВЗРЫВОВ, АВАРИЙ.

13.1. Работники организаций допускаются к работе после прохождения противопожарного инструктажа
13.2. Работники организаций обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим;
- в случае обнаружения пожара сообщить о нем работникам службы безопасности и принять возможные меры к спасению людей, имущества и ликвидации пожара.
13.3. Запрещается:
- загромождать проходы, коридоры, тамбуры мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
- устраивать в тамбурах выходов сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды и гардеробы, хранение (в том числе временное) любого инвентаря и материалов;
13.4. При эксплуатации электроустановок запрещается:
- использовать электроаппараты и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, могущие привести к пожару, а также эксплуатировать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать их со снятыми колпаками - пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными приборами (рассеивателями);
- пользоваться электроутюгами, электроплитами, электрочайниками и другими электронагревательными приборами;
- оставлять без присмотра включенные в сеть электрические  приборы: телевизоры, радиоприемники и т.п.
13.5. Обязанности и действия работников при пожаре:
Работник при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.) обязан:
- немедленно сообщить об этом работникам службы безопасности гимназии;
- немедленно эвакуировать учащихся согласно утвержденного плана эвакуации;
- принять меры по тушению пожара и сохранности материальных ценностей;
- в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение, используя для этого имеющиеся силы и средства;
- отключить электроприборы;
- прекратить работу в помещении;
- одновременно с тушением пожара организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей.

14. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШИМ.

14.1. Действия работающих при возникновении несчастного случая
Правила оказания первой медицинской помощи необходимо знать всем работникам организации, т.к. правильно и своевременно оказанная доврачебная помощь имеет большое значение для выздоровления пострадавшего.
Неправильное или неумелое оказание первой медицинской помощи может явиться причиной осложнений, затягивающих выздоровление пострадавшего или даже ведущих к инвалидности, а в некоторых случаях (ранение с большей кровопотерей, поражение электрическим током, ожоги) может привести к смерти пострадавшего на месте травмирования.
При несчастном случае необходимо оказать пострадавшему первую медицинскую помощь и, в зависимости от состояния пострадавшего, немедленно сообщить о случившемся врачу гимназии, вызвать медицинскую помощь по телефону 03 и сообщить руководству.
14.2. Оказание помощи при ранениях.
Рана - повреждение покровов тела (кожи, слизистых оболочек). Раны, при которых повреждены только кожа и слизистые оболочки, относятся к поверхностным. Если повреждение распространяется на глубже расположенные ткани (мышцы, сухожилия, кости и др.), то раны считаются глубокими. Раны, сообщающиеся с полостью (грудной клетки, живота, головы и др.) называются проникающими.
В зависимости от характера ранящего предмета различают резаные, колотые, рубленые, ушибленные, лоскутные, скальпированные, размозженные   и др. раны.
Первая помощь при ранениях включает остановку кровотечения, закрытие раны стерильной повязкой, а при ранениях с большей зоной повреждения или переломом кости  накладывают шину или другой подручный материал.
Артериальное кровотечение распознается по характерному выбрасыванию из раны струи ярко - красной (алой) крови. Наиболее опасно кровотечение из магистральных артерий (сонной, бедренной, плечевой и др.).
Венозное кровотечение характеризуется медленным выделением темно - красной крови.
Различают также и капиллярное кровотечение, возникающее в основном при ссадинах и поверхностных ранах.
Остановка кровотечения относится к числу основных жизненно необходимых мероприятий.
Прежде чем наложить повязку, необходимо обнажить область ранения. Для этого снимают или разрезают (лучше по шву) одежду, удаляют с кожи вокруг раны кровь и ее края смазывают настойкой йода. Не следует промывать рану никаким раствором, так как это неизбежно приведет к распространению микробов в глубже лежащие отделы. Только при значительном загрязнении раневой поверхности кусками земли, обломками дерева и другими предметами или веществами можно осторожно удалить их.
Одним из главных условий правильного наложения повязки является предохранение от загрязнения той части ее части, которая обращена к ране. Нельзя прикасаться руками к этой стороне повязки, а также перемещать ее по телу раненого, так как при этом нарушится стерильность.
В первую очередь необходимо устранить боль. Находящегося в обморочном состоянии необходимо уложить так, чтобы голова находилась ниже ног (для притока крови к голове), расстегнуть воротник, пояс, обеспечить приток свежего воздуха. Лицо и грудь обрызгать холодной водой, к носу поднести вату, смоченную нашатырным спиртом. Как только пострадавший придет в сознание, ему следует дать валериановые капли.
При наложении повязки пострадавшего следует посадить, а лучше положить, т.к. даже при небольших повреждениях под влиянием нервного возбуждения, внезапной боли, вида крови у пострадавшего внезапно может наступить кратковременная потеря сознания -обморок.
При проникающем ранении грудной клетки рану нужно закрыть как можно быстрее. Для этого на нее кладут несколько слоев марли, толстый слой ваты и закрывают все это куском клеенки, вощеной бумагой, прорезиненной оболочкой индивидуального пакета или каким-либо другим, не пропускающим воздух материалом, после чего туго забинтовывают грудную клетку.
14.3. Остановка кровотечения.
Основным способом временной остановки кровотечения служит давящая повязка, которая эффективна при венозном, капиллярном, смешанном и даже при артериальном кровотечении из небольших сосудов.
Перед наложением давящей повязки рану закрывают стерильной ватно-марлевой салфеткой и через нее оказывают давление на поврежденные ткани одной или двумя руками в течение 5-10 минут. Усилие надавливания контролируют по степени уменьшения кровотечения из раны. После остановки кровотечения этим способом или значительного его уменьшения поверхностное место туго бинтуют.
Кровоостанавливающий жгут применяют при артериальном кровотечении из магистрального сосуда - артерии. Наложение жгута всегда таит угрозу омертвления изолируемой части тела, развития тромбоза, невритов, а после снятия - смертельной интоксикации (отравления). Неправильное наложение жгута усиливает кровотечение.
Жгут накладывают в непосредственной близости к ране на мягкую прокладку или на одежду. Чрезмерное сдавливание тканей жгутом приводит к быстрому появлению болей в области жгута. Место наложения жгута оставляют на виду, обязательно делают записку о времени его наложения.
Продолжительность сдавливания конечности жгутом - 2 часа, при охлаждении конечности (до  10-15° С) этот срок можно увеличить до 3-4 часов.
При кровотечении из раны головы нужно прижать височную артерию со стороны ранения. Эта артерия проходит в 1-1,5 см спереди ушной раковины.
14.4. Оказание помощи при ушибах.
Ушиб возникает при падении или ударе каким-либо тупым предметом. На месте ушиба образуется припухлость, как следствие разрыва мелких кровеносных сосудов ткани. Ощупывание ушибленного места почти всегда болезненно. На ушибленное место кладут резиновый пузырь (пластмассовый мешочек) со льдом, снегом или с холодной водой. Применив холод в течение 15-20 минут, на область ушиба наложить тугую повязку. Поверх повязки можно снова положить пузырь со льдом и держать еще 1-1,5 часа.
При ушибах головы появляются рвотные симптомы, пострадавший может потерять сознание, что указывает на сотрясение мозга. В этом случае пострадавшего нужно уложить, положив ему на голову пузырь со льдом. Для того чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути и пострадавший не захлебнулся, нужно повернуть его голову набок и пальцем, обмотанным бинтом или чистой материей, освободить полость рта.
Даже если потеря сознания была кратковременной, пострадавшему до осмотра врачом не следует садиться и тем более вставать.
Пострадавшему с явлением сотрясения мозга обеспечивают физический и психический покой, укладывают с приподнятой головой, расстегивают ворот, охлаждают лоб влажным полотенцем.
14.5. Помощь при переломах.
При переломе пострадавший испытывает сильную боль, резко усиливающуюся при попытке изменить положение. Переломы подразделяются на открытые и закрытые.
Закрытые - кость сломана, но кожный покров на месте перелома не нарушен.
Открытые - в области перелома имеется рана, из которой иногда торчат обломки кости.
При оказании первой помощи при переломе необходимо обеспечить неподвижность места перелома, что предотвращает дальнейшее смещение сломанных костей.
При открытом переломе конечности следует освободить место перелома остановить кровотечение и закрыв рану повязкой наложить шину. При закрытых переломах освобождать место перелома от одежды не нужно.
При подозрении перелома позвоночника необходимо избегать поворачивания и перекладывания пострадавшего. Транспортировать пострадавшего необходимо на носилках и обязательно с подкладыванием под него досок или другого негнущегося материала. Если такое покрытие сделать не из чего, пострадавшего нужно положить на носилки животом вниз.
При вывихах суставов нужно наложить повязку, обеспечивающую неподвижность поврежденного сустава.
14.6. Помощь при микротравмах.
Микротравмы - занозы, ссадины, царапины, уколы, мелкие порезы необходимо смазать настойкой йода и закрыть чистой повязкой (бактерицидным пластырем). В противном случае в необработанную рану может попасть инфекция, что обычно приводит к осложнениям   с потерей трудоспособности.
При ранении стеклом с одновременным воздействием кислоты или щелочи прежде всего необходимо убедиться в том, что в ране нет осколков стекла, а затем быстро промыть рану соответствующим раствором, смазать ее края раствором йода и перевязать рану.
Во всех случаях поражения электрическим током необходимо сообщить
врачу и администрации гимназии независимо от состояния пострадавшего.
Если пострадавший находится в сознании, но был до этого в состоянии обморока, его следует уложить в удобное положение и до прихода врача обеспечить покой, наблюдая за ним.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с сохранившимся устойчивым дыханием и пульсом, то его следует удобно у

Категория: Инструкции | Добавил: bistok5
Просмотров: 3990 | Загрузок: 0
Разработчики сайта: Агафонова Л.В. Гилева Е.В. © 2021