Не требовать от учеников немедленного включения
в работу: их активность в выполнении нового вида задания возрастает постепенно.
Следует помнить, что инертные дети не могут
проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые
вообще отказываются работать в таких условиях.
Не нужно требовать от инертного ученика быстрого
изменения неудачных формулировок: ему необходимо время на обдумывание нового
ответа. Они часто следуют принятым стандартам, избегают импровизаций.
Поскольку инертные дети с трудом отвлекаются от
предыдущей ситуации, не следует проводить для них опрос в начале урока.
Нужно избегать ситуации, когда от инертного
ребёнка требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос.
В момент выполнения задания не следует их
отвлекать, переключать внимание на что-то другое.
Рекомендации по работе с застенчивыми
детьми:
Этим детям свойственны страхи,
тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном
возрасте- ипохондрики- за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и
чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в
неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго
переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.
Не ставить в ситуацию
неопределенности, неизвестности.
Не включаться в игру его
болезней.
Включать в посильные
общественные дела.
Хвалить
самостоятельность.
Стимулировать личную
ответственность.
Не создавать напряжения
во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен
принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку,
но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
Быть осторожным с
передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса-
это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить
его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
Можно на время
освободить от работы- дать время успокоиться.
Иногда можно позволить
отвечать с места или письменно.
Как правило, эти дети из
семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей
самое страшное- ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей
спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом
разные варианты решения проблемы.
Рекомендации по работе с замкнутыми
(аутичными) детьми:
Этих детей характеризует
выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок
испытывает определенные страхи (шум воды в батарее или гудение машин за окном).
Они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие
дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или
совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а
если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети
словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность
речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во
втором или в третьем лице. Очень часто у таких детей наблюдается
симбиотическая связь с родителями(чаще
матерью).Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить,
а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по
карнизу. Не имеет друзей- они одиночки. В дружбе подчиняемы, а не лидеры.
В работе попробовать
опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить
его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит
для других, важно для себя».
Ничего не навязывать, а
приспосабливаться к ним.
Не призывать к совести, не
читать морали.
Учитывать наличие страхов,
методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например,
вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством-
помочь преодолеть эту стену.
Помочь в развитии речи,
внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
Смягчение общего
эмоционального дискомфорта, тревоги.
Стимуляция психической
активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учитывать интерес к точным
наукам- математике, физике.
Отношение с учениками
строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не
повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать
принадлежность к классному коллективу.
Рекомендации по работе
с «одаренными детьми»:
Индивидуальный личностный
подход в учебной деятельности.
Создание условий для
развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в
кружках, внешкольных учреждениях).
Возможность контакта со способными
учащимися из других учебных заведений.
Оказание внимания на
развитие моральных качеств личности ( скромность, терпимость по отношению к
другим, трудолюбие, забота о ком- либо).
В контакте с этими детьми
исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей,
игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к
нежелательным последствиям.
Рекомендации педагогам по работе с
гиперактивными детьми: