Официальный сайт МАОО СОШ №5 п. Большой Исток - История школы

История школы
Сведения об общеобразовательной организации

Наша школа

Учебный год

Учебный процесс

Воспитательный процесс

Психологическая служба

Учителям

Родителям

Ученикам

Категории раздела
Школьные мероприятия [19]
Родителям и детям [5]
Публичные выступления [12]
Новости образования [4]
Федеральные и региональные новости

Дети рисуют Победу

Форма входа
Логин:
Пароль:

Наш опрос
Используете ли вы интернет для обучения?
Всего ответов: 124

Поиск

Календарь
«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Погода


конкурс сайтов


Каталог сайтов

Выборы президента

Приветствую Вас, Гость · RSS 06.06.2020, 20:59

История образования в поселке Большой Исток

А. М. Плещёв, канд. филос. наук, учитель истории высш. кат.,
МОУ «СОШ № 5». пос. Большой Исток


Предвоенные и послевоенные годы

Начало. Революционные и предвоенные годы

Конец XIX в. Екатеринбургский уезд. Деревня Большой Исток с количеством жителей около 1000 человек. Жители занимаются землепашеством, извозом, работают на степановских мельницах.

 Известно, что уже с 1900 года в Большом Истоке существовала школа грамотности. Была в посёлке церковь, во имя Сергия Радонежского. В 1900г. именно при церкви и была открыта школа грамоты, где обучалось шестьдесят восемь человек. В ней преподавали два учителя.

В 1902 г. владельцем мельзавода Степановым с привлечением средств «рабочей копейки» была построена деревянная школа, два здания, «Большая» и «Малая», на главной улице (сейчас это улица Ленина).

Это была первая земская четырехклассная школа. История сохранила нам имя только одной учительницы. Её звали Вера Васильевна.

Кто они выпускники четырёхклассного народного училища?

В 1910 г. окончил школу Курлаков Степан Иванович, участник трёх войн. Этого образования ему хватило, чтобы исполнять обязанности руководящего работника разных уровней. Курлаков Александр Иванович, закончил школу в. 1913г. Трудовой путь начал с пимоката, а закончил инженером на Эльмаше.

В 1913г. закончил школу Уфимцев Павел Сергеевич. Работал на мельзаводе, счетоводом колхоза.

В 1912г. эту школу закончил Пыжьянов Павел Степанович. Другого систематического образования не получил, служил в Советской Армии майором, командиром полка.

В том же 1912г. окончил народное училище Ситников Степан и Курлакова Клавдия Ивановна.

В тревожном 1918г. в начальной школе уже обучалась сто двадцать шесть человек, их обучало три учителя. Стало осуществляться начальное образование. 

В 1924г. В поселке Большой Исток был создан пионерский отряд, вожатой была Коршунова Аня. 

В 1934г. открылась семилетняя школа, где занимались уже сто восемьдесят ребят. Их обучали одиннадцать учителей.

Среди них - Шалягина Юлия Андреевна, Зверев Михаил Михаилович, Банных Мария Евгеньевна, Плещёва Анна Григорьевна, Уфимцева Мария Сергеевна (награждена Орденом Ленина), Шумейко Валентина Ивановна, Кесарева Мария Константиновна.

Отрадно отметить, что перед войной в школе работало семь учителей - мужчин. Это Зверев М. М., Земцов П. И., Кесарев П. П., Афанасьев В. А., Шушемоин М. В., Лобырин А. А., Патрушев Б. Н. Именно они воспитали своих учеников настоящими защитниками Отечества. 

Зверев М. М. проработал в школе с 1934 по 1950 год. Он преподавал химию и биологию. Выпускник учительской семинарии он прекрасно играл на скрипке, был организатором художественной самодеятельности учителей. Мудрый наставник учеников Зверев М. М. был «своим человеком» для всех жителей села.

Директором школы в 30-е годы была Шалягина Ю. А., ст. пионерской вожатой была Сурина Тася. А с 1939 года вожатой была Старкова (Лазарева) З. Н. Многие годы отдала нашей школе Банных М. Е., учительница начальных классов, а в трудное военное и послевоенное время 1944-1947 г.г. – она директор школы. С 1939-го и всю войну, а затем многие годы до самой пенсии проработала в школе Невьянцева А. И. С 1942 по 1975 год проработала в школе № 5 и Прибавкина Е. И.

С 1939 по 1949 г. работала в школе и Плещёва А. Г., которая затем заведовала школой № 30. Кесарева М. К. преподавала в начальных классах и вела математику в старших с 1938 по 1946 год. С 1949 по 1954 год директором школы был Шитов П. Н.

Школа тогда располагалась в двух деревянных зданиях.

Военные и послевоенные годы

Июнь 1941г. Пора сирени, пора экзаменов, и выпускных, пора мечтать и любить. Но мирное течение нарушила война. Всё подчинялось её ритму. И школа стала жить по законам военного времени. В это нелёгкое время рядом с детьми находились такие учителя как Невьянцева Анисья Ивановна, Ленских Людмила Леонтьевна, Бурунова Валентина Александровна.

Вспоминает ветеран педагогического труда Плещева-Петренко А.Г. «…Работать в те годы учителем было очень интересно. Я часто проводила открытые уроки. Очень интересно проходила внеклассная работа. Немного о работе в дни Великой Отечественной войны. Работать было очень трудно. Не хватало учебников, тетрадей. Работали без летних отпусков. Летом заготавливали топливо всем коллективом школы работали на пришкольном участке, помогали колхозу в уборке урожая (даже работали ночью с фонарями). А еще помогали в сборе подарков и теплых вещей для фронта. Коллектив был дружный. Это учителя: Кесарев П.П., Кесарева М.К., Земцов П.И., Невьянцева А.И., Никифорова З.В., Бурунова В.А., Шалягина Ю.А., Зверев М.М. и многие другие.»


(Из воспоминаний выпускницы школы № 5 Уфимцевой (Беляевой) Людмилы Павловны)

Людмила Павловна вспоминает: «В первый класс я поступила в 1940 году. Первоклассники учились в здании бывшей церкви. Там были две небольших отгороженных заборками комнаты, маленький коридорчик между ними, а на месте алтаря комната для физкультуры.

Помню своих учителей в начальной школе: в 1 классе сначала нас учила Шумейко Валентина Ивановна (1 четверть), ее сменил Владимир Фролович – молодой человек с повязкой на левой руке; во 2 классе были Шушемоина Платонида Павловна и Левенских Людмила Леонтьевна; в 3 классе – Глебова (Прибавкина) Елизавета Ивановна; в 4 классе – Рохина Анастасия Васильевна и Вологжанина Валентина Васильевна. Да, учителя часто менялись, но не менялось только одно – военное время.

 Военное детство. Чем оно запомнилось? Плохо одетые, всегда полуголодные, с трепанными-перетрепанными сумками-портфелями, в которых носили ветхие довоенных лет учебники, тетради какой-то грязновато-серой бумаги, чернильницы-непроливашки, ручки с пером-86. Но мы в то же время играли, веселились, участвовали в самодеятельности, работали на пришкольном участке, помогали колхозу. Запомнилось, как в знойный августовский день собирали на колхозном поле колоски, изнывали от жажды (повозка с бочкой воды где-то задерживалась), а нас учительница призывала к терпению, мужеству, говоря при этом: «А как же ваши отцы, братья на фронте под пулями защищают нас, разве им не трудно?».

Собирали подарки для госпиталя, для посылок на фронт, радовались письмам с фронта, переживали вместе беду.

Как благодарны мы были Родине за ежедневную заботу о нас, детях, за те 50 г хлеба, черного, сыроватого, но такого вкусного, который получали в школе.

…В 1941 году я окончила 1-й класс. В военные годы училась во 2, 3, 4, и 5 классах. Помню всех моих учителей.

В 1 классе сначала работала Шумейко Валентина Ивановна (мне запомнилось, как на уроках пения она пела очень высоким голосом «Во поле березонька стояла»). Поведение мое оценивалось «удовлетворительно». Затем к нам, первоклассникам, пришел новый учитель - Владимир Фролович – молодой человек с повязкой на левой руке (говорили, что он имел ранение на войне с финнами). Я сначала его очень боялась, даже в школу не хотела ходить, а потом мы, дети, к нему не только привыкли, но и полюбили его. Владимир Фролович отлично рисовал, помогал украшать класс к праздникам, вел красочный календарь природы, научил нас громко петь песню «Сёмка первый был на улице злодей...», которую до сих пор помню. Мы учились в здании бывшей церкви – 2 первых класса. Когда на уроках пения в соседнем классе, где работала Мария Евгеньевна, дети тоненькими голосами выводили детские песенки, наш класс вместе с учителем гремел на всю церковь песней о беспризорнике Сёмке.

Во 2 классе нас учила Платонида Павловна, тихая, всегда грустная, часто с заплаканными глазами – мы знали от родителей, что с фронта от мужа она не получает писем. Платонида Павловна, кажется, уехала в Арамиль, а у нас появилась молодая, энергичная, очень эмоциональная, часто вспыльчивая Людмила Леонтьева. Помню, с каким волнением она знакомила нас с фронтовыми новостями, как восхищенно рисовала подвиг летчика Виктора Талалихина (она называла его просто Витей, и нам казалось, что таран в бою совершил просто мальчик)

В 3 класс к нам пришла Елизавета Ивановна Глебова (Прибавкина), молодая, красивая и, как мне казалось, самая умная, очень добрая.

Наконец-то целый год с нами работала одна учительница. Но невезение продолжалось. Елизавете Ивановне, как опытной учительнице, дали 1 класс. К нам пришла Рохина Анастасия Васильева, медлительная, вялая, на уроках не было дисциплины. Мы писали заявление завучу, чтобы вернули нашу любимую учительницу, указывали причины: «Наш класс расхлябался и ослабел». Завуч Мария Константиновна проработала нас, высмеяла наше заявление, но учителя нам заменили. Это была Вологжанина Валентина Васильевна. Она относилась ко мне с неприязнью, была категорична до грубости (я же во 2 и 3 классе была отличницей, привыкла к вниманию к себе). Возник конфликт, который разрешился после вмешательства моего отца и зав. районо. Две четверки в свидетельстве за 4 класс я восприняла как «месть» со стороны Валентины Васильевны.

1944 год, 5 класс! В него вошли два четвертых и ученики из школ мельзавода и торфяника – около 50 учеников! Это был какой-то шальной год. Шумели на некоторых уроках, бесились на переменах, кого-то преследовали, дрались. Было приятно, когда девчонки группой подстерегали где-нибудь озорного или просто чем-то не угодившего мальчишку, лупили его, чтобы помнил...

В 5 классе у нас была замечательная учительница – Пинигина Александра Михайловна, преподававшая русский язык и литературу. Она в труднейших условиях водила нас в театр, во Дворец пионеров (до троллейбуса в Н-Исетске ходили пешком почти 6-7 км). Я благодарна своим учителям 5-7 классов, которые своими знаниями, личным авторитетом подготовили к выбору профессии учителя. Это Мария Константиновна Кесарева, Елизавета Ивановна Прибавкина, Михаил Михайлович Зверев, Валентина Ивановна Мишарина (Дергачева), Валентина Викторовна Бессонова (завуч школы, классный руководитель 7 класс).

Учительница математики Мария Константиновна была очень требовательной. Случалось, что никто не решил домашнюю задачу. Она объявляла: «Сегодня будет вечеринка» И вот после уроков мы учились во вторую смену/ весь класс при свете 2-х ламп, трудился над задачей. Решали-то ее несколько человек, а остальные ждали. И вот записка с решением пошла по партам. Спешно списывали и друг за другом бежим к столу, предъявляя, Марии Константиновне «решение», которое иногда оказывалось неверным. «Вечеринка» продолжалась. И вот, наконец, из прохладной и полуосвещенной школы с радостным воплем выбегаем на улицу, нас охватывает вечерняя мгла, мороз пронизывает немудреную одежонку… Холодные, голодные, но веселые от того. Что наконец-то бежим домой, где ждет нас натопленная изба, вкусная еда (любая еда тогда казалась вкусной).» Сколько тягот выпало на плечи детей: они успевали учиться и работать, тянуть домашнее хозяйство и выступать перед раненными, потому что они заняли место старших, ушедших на фронт.»


И снова побежала жизнь по кругу.
За летом осень, за зимой весна.
Сельхозработы, за субботником субботник.
Из класса в класс всех нас вела она.


Школа в 50-70-е годы

В 1953г. семилетняя школа стала восьмилетней. В ней было семнадцать классов и 595 учащихся, которых обучали 23 учителя, занимавшиеся в пяти зданиях.

С 1939 года стали использовать здание бывшей церкви, а затем – здание, принадлежащее рабкоопу. В тех зданиях ещё начинали работать мои мать и отец – Плещёва Валентина Павловна (учитель начальных классов) и Плещёв Михаил Васильевич (учитель физкультуры)

Директором школы в те годы был Георгий Родионович Горбунов, удивительнейший человек, участник войны, награждённый орденами и медалями очень честный, чуткий и отзывчивый человек. Он преподавал в школе историю.

Горбунов Георгий Родионович родился в 1912 году в селе Шушенское Красноярского края. В 1921 году попал в детский дом и был там по 1929 год. В 1929 году вступил ряды ВЛКСМ, а в 1939 году вступил в партию, получил высшее образование - закончил Уральский Государственный Университет. Учитель истории, воинское звание - старший лейтенант.

Необходимо сказать несколько слов о трудовом и военном подвиге георгия Родионовича Горбунова, так как благодаря его энергии и силе в нашем посёлке в 1963 году было построено здание новой школы.

11 июля, в 1941 году он был призван в ряды Советской Армии В 1941 году закончил краткосрочные курсы "Выстрел" в городе Новосибирске. В начале 1942 года была сформирована 39 стрелковая дивизия 40 армии из сибиряков где прошел боевую подготовку и в мае 1943 года был отправлен на южный фронт. В июне, июле - месяце развертываются бои на подступах города ВОРОНЕЖ. Здесь 40 армия приняла первое боевое крещение " Я в то время был командиром миномётной батареи 32-мм гаубиц", - говорил Георгий Родионович.

Заняв оборону в районе Старого ОСКОЛА 39 стрелковая дивизия неоднократно отражало атаки немцев. В этом деле миномётная батарея, которой командовал Георгий Родионович громила фашистов, были жаркие бои не на жизнь а на смерть . Немцы всё время бомбили нашу линию обороны, бросали неоднократно танки, пехоту. Всё это надо было отразить, отбросить или уничтожить. "…Сколько здесь потребовалась мужества стойкости, отваги, даже в наши дни не верится, что всё это пережито." - Вспоминал Георгий Родионович.

Наши войска также несли большие потери, в подразделении Георгия Родионовича погибли лейтенант Волков, рядовой Омельченко и другие.

Георгий Родионович был тяжело ранен и отправлен в полевой госпиталь, а затем в город Дзержинск Горьковской области. В 1944 году он был направлен в 4 - ю Армию, где был заместителем командира автороты. Авторота должна была подвозить к передовой линии боеприпасы, продовольствие, средства переправы, живую силу и другие. Всё это приходилось делать под постоянной бомбёжкой, артиллерийским обстрелом, везде и всюду поджидала внезапная смерть. Так, это было при освобождении города Бреста. При освобождении Варшавы и штурме Берлина За проявленное мужество при освобождении советской территории, освобождении Польши и логова врага - фашистской Германии командование 47 Армии представило его к награждению орденами и медалями.

День Победы отмечал в Берлине, встречался с союзными войсками на реке Эльбе, был неоднократно на Александер Плац, Каренхорст и Рейхстаге, принимал участие в освобождении советских граждан, военнопленных из концлагеря Бранденбург. Был в городах: Берлине, Потсдаме, Галли, Дрезден Лейпциге и в других, выполнял рад специальных заданий командования 47 Армии.

За свои заслуги перед Родиной Горбунов Г.Р. имел награды: «Орден Великой Отечественной войны 2 степени», «Орден Красной Звезды», 2 медали «За боевые заслуги», медаль «За освобождение Варшавы», медаль «За взятие Берлина».

С 1952 по 1972 годы Георгий Родионович работал директором Большеистокской школы. В 1952 году – это было еще старое деревянное здание. Новое здание было построено в 1963 году. А директор школы принимал в строительстве школы самое непосредственное участие: был и прорабом, и снабженцем, и рядовым строителем, оставаясь, при этом, учителем истории и директором. Кроме того, под его руководством были построены двухэтажный учительский дом, гараж, два технических класса. В технических классах детей обучали вождению автомобилей. Очень активно он занимался озеленением поселка.

Сорок лет своей жизни Георгий Родионович отдал воспитанию молодого поколения. Из них 38 лет он занимал пост директора. Был пропагандистом и агитатором, депутатом Поселкового Совета, членом исполкома Поссовета, председателем Совета Ветеранов. Это был человек, обладающий большими организаторскими способностями, глубоко гуманный и отзывчивый, пользующийся в коллективе авторитетом и уважением.

Может быть, поэтому Георгию Родионовичу всегда были по плечу любые задачи. Он достигал всех поставленных перед собой целей. Ведь за плечами у этого человека была трудное детство и кровопролитнейшая война.


(Из воспоминаний учителя школы № 5 Плещёвой Валентины Павловны)


«…Завучем в школе с 1946 года по 1964 год работала Бессонова Валентина Викторовна…

А ещё она работала в Большом Истоке учителем географии с 1946 года. Избиралась секретарем партийной организации, депутатом поселкового совета, в местком школы, была членом бюро РК Союза. Награждена медалью «Ветеран труда. Отопление тогда, в конце 50-х, когда я и начинала работать, в школе было печным. Во время уроков беспрестанно, особенно зимой, топились печи-голанки. Они раскалялись докрасна, и ученикам приходилось соблюдать технику безопасности. Занимались в две смены. Классы были большими, по сорок и более человек. Звонок подавали обычным колокольчиком. Его подавала Анна Ивановна Бабушкина. Рядом со школой (двумя одноэтажными деревянными зданиями, расположенными по улице Ленина) была спортплощадка, где занимались ученики. Был также и спортзал в здании рабкоопа, за рекой Исетью (теперь здесь хозяйственный магазин). А также одноэтажный бревенчатый учительский дом (в котором проживал директор школы и ещё несколько учителей –среди них Сабурова (Худякова) Тамара Георгиевна и Пяткова (Денисова) Ирина Степановна).

Между зданиями школы и учительским домом был небольшой пришкольный участок. При учительском доме была школьная конюшня, в которой содержалась единственная школьная лошадь. Был ходок (повозка на колёсах с навесом и с сидениями, одно для кучера и два для пассажиров) и кошевая (повозка-сани на полозьях с двумя сидениями для пассажира и извозчика). За лошадью ухаживал конюх. Была также при школе на конюшне телега для перевозки корма для лошади и других Громова Р.Г. и Ильинская В.В. хозяйственных работ. Школьная лошадь в те года была в каждой школе, так как автомобилей не было, а ездить приходилось часто, в г. Арамиль, например, который в то время был районным центром, а также в Кольцово, Малый Исток, совхоз Исток в Горный щит, Большие и Малые Седельники, Бородулино, Бобровку, Поварню и Косулино, которые тогда входили в Арамильский район…»

С 1949 года в Большом Истоке в дневной и вечерней школе работала Ильинская Варвара Валерьяновна. «Здесь мы много лет назад и создали первый пионерский отряд», - говорит Варвара Валерьяновна.

Тогда не было еще и дружины. Пионеры, были единственными, кто охранял покой поселка.»

В «старой школе» начала работать старшей пионерской вожатой Гилева (Мазеина) Мария Ефимовна, которая проработала в этой должности около тридцати лет. В 1949 году по путевке райкома комсомола она была направлена пионерской вожатой в школу № 5. Затем в течение года училась в Свердловске на курсах старших пионервожатых. И в 1951 году продолжила работу в нашей школе. За успехи по руководству пионерской дружиной школы Мария Ефимовна награждена двумя значками ЦК ВЛКСМ, дипломом обкома комсомола, многочисленными почетными грамотами.

Комсомольскую организацию школы в конце 50-х годов возглавлял только что пришедший из армии Жильцов Фёдор Прокопьевич, учитель труда и физкультуры. Он проработал в нашей школе в общей сложности около 55 лет.


Из воспоминаний учителя школы № 5 Жильцова Фёдора Прокопьевича)


«…Я закончил Красноуфимское педучилище и в 1958 году пришел в школу в качестве учителя начальных классов. Вот тогда мы и познакомилисьс директором школы. Георгий Родионович встретил меня как родного сына. Несколько дней жил у него дома, а потом нашли мне квартиру.

Мужчин в школе было четверо: Георгий Родионович, я – учитель труда, завхоз и конюх. Единственным транспортом была лошадь, на которой директор школы ездил в Сысерть на совещания, а также выполнялись все хозяйственные перевозки.

Коллектив был небольшой, дружный, благодаря организаторским способностям Георгия Родионовича. Жизнь постепенно улучшалась, детей в поселке стало рождаться все больше и больше. Школа уже работала в две смены. В классах было по 40 – 42 человека. Бытовые проблемы в «старой школе» были неустранимы – не было школьной столовой, хорошего спортзала, а туалеты были холодными.. И поэтому самой острой проблемой стало строительство нового здания школы.

И Георгий Родионович начинает пробивать вопрос о его строительстве. Сколько раз он ездил в районо, облоно, областной Совет г. Свердловска, в Москву, не счесть! И деньги на строительство новой школы выделили.

Но тогда, в 1960 году не было подрядных организаций. Решили строиться хозяйственным способом. Здание заложили в 1961 году на пустыре улицы Ленина. Начальником строительства стал Георгий Родионович, прорабом Пашковский Иван Федорович, завхозом – Фундорко Федор Петрович. Каменщики, плотники, подсобники – все жители поселка. Среди них: Масалов И., Пыжьянов В., Пашковская Н., Швецов И, Воронов В., Батуев И. Бухгалтером работала Патрушева З. И. Огромную помощь оказал Механический завод, который обеспечивал стройку всей техникой, выделял материалы, директор завода Лившиц В. Л. И организовывал всю эту помощь. А Председатель поссовета Новосёлов немало хлопотал в деле обеспечения строительства рабочей силой. Мы сами с ребятами на уроках труда или после уроков устанавливали ограждения вокруг стройки. Отопительную систему монтировала бригада при участии Васюкова В., Коптякова С. И др.

В ноябре 1963 года мы переехали в новую школу – «дворец», как ее называл Георгий Родионович, на 520 ученических мест. Этот человек три года, пока шло строительство школы, не был в отпуске. Он не побоялся ответственности и такой большой нагрузки. Ведь Георгий Родионович продолжал быть директором школы, проводил уроки и ездил на своей старенькой «Победе» по всей области, выбивая материалы (кирпич, гвозди, стекло и т. д.) Конечно, большую помощь в строительстве оказал механический завод № 2 (сейчас ЗЭТ), шло своевременное финансирование.

Было решено торжественно войти в новую школу 1 сентября 1963 года. С этой целью все учителя вышли на субботники – внутреннюю отделку школьных помещений. Настроение у всех было приподнятым, радостным. Уборка помещений проводилась даже в период отпуска. Все работали на достройке и благоустройстве территории новой школы с большим энтузиазмом и удовольствием. Но начать учебный процесс 1 сентября так и не удалось. Школа приступила к занятиям лишь в ноябре 1963 года. 11 ноября в первый день II четверти.

Для новой школы требовались учителя, но не хватало жилья. Георгий Родионович снова ездит по всем инстанциям, и ему идут навстречу, дают деньги для строительства учительского дома. В 1966 году 12 учительских семей справили новоселье. Как же мы были рады и благодарны Георгию Родионовичу за такой подарок!

Но и на этом Георгий Родионович не успокоился. Его волновал вопрос о трудовом обучении учащихся. Он таким же хозяйственным способом строит второе здание, где разместились автокласс, слесарная мастерская и гараж. Здание было построено в 1973 году. Теперь в этом здании гараж, кабинет обслуживающего труда для девочек.

Георгий Родионович был настоящим честным коммунистом, не щадил себя, жил для людей. Это было для него нормой жизни. В 1959 году на улице Ленина, начиная от школы, в сторону Арамиля не росло ни одного дерева. По инициативе Георгия Родионовича решили улицу озеленить. На уроках труда учащиеся школы № 5 копали ямы и с помощью жителей улицы садили саженцы. Сейчас, наверное, немногие помнят, чья это заслуга. Озеленили также пришкольный участок, посадили деревья возле учительского дома, вокруг школы…»

И вот с 1963г. школа № 5 – это уже средняя школа. В ней – одиннадцать классов в среднем по три параллели в каждом. А помещения старой школы передали в распоряжении школы рабочей молодёжи, в которой в основном учились рабочие Механического завода, а также Мельзавода и другие рабочие, проживавшие в пос. Большой Исток. Это в основном было военное поколение, которое решило получить среднее образование.

Первый выпуск в новом здании школы состоялся в 1964г. В нём было сорок три человека, эти годы коллектив ребят и учителей занимался благоустройством территории школы и посёлка, под руководством Громовой Раисы Григорьевны, отличника народного просвещения СССР.

Здесь нужно сказать несколько тёплых слов в её адрес. В 1962 году Громова Р.Г. переехала на Урал и стала работать в Большеистокской восьмилетней, ныне средней школе № 5. Через год Раиса Григорьевна была избрана депутатом поселкового Совета, была депутатом несколько лет.

Раиса Григорьевна приехала в Большой Исток из Калининской области. В трудные годы оккупации находилась на территории, занятой фашистами. Ей только что исполнилось двадцать три года. Муж у неё был также учитель. Погиб в первые месяцы войны. Единственного сына Раиса Григорьевна родила в партизанском отряде, где защищала Родину от немецко-фашистских захватчиков вместе с Героем Советского Союза – Лизой Чайкиной. После войны она закончила учительский институт.

Новая школа, как уже отмечалось, была построена на пустыре. Поэтому обустройство школьной территории, озеленение пришкольного участка, школьного двора легло на плечи Громовой Раисы Григорьевны.

С учениками старших классов этот энтузиаст своего дела на школьных машинах (их было две – «газ 51» - бывшая санитарная машина, и так называемый «Захар» - старый ЗИС-1) объехали несколько питомников селекционных растений и деревьев – В Нижнем Исетске на Садовой, а также питомник на Мельзаводе № 4.

Обустройством сада специально разбитого перед учительским домом, занялась Раиса Григорьевна вместе с Георгием Родионовичем. Были привезены и высажены в общем-то в малопригодный, каменистый грунт экзотические кустарники и деревья. Пихта, кедр, лиственница, ольха, липа, декоративные груши и яблони, барбарис и черёмуха, можжевельник, сорта смородины – белой, чёрной, красной, гибридные деревья и кустарники. Сколько труда потребовалось, чтобы эти прихотливые растения прижились.

Вскоре здесь появился небольшой парк отдыха для учителей, где стояли стол и скамьи для отдыха учителей.

Директором школы в эти бурные годы строительства продолжал работать Георгий Родионович Горбунов.


(Из воспоминаний выпускницы школы № 5 Плещёвой Марины Михайловны)


«…В новом здании школы был большой спортивный зал, актовый зал, столовая, кабинет домоводства, пионерская комната, две мастерских – столярная и слесарная, кабинет директора, методкабинет и секретарская, кабинет военного дела, большая учительская, кабинет врача, тёплые туалеты, специализированные кабинеты химии (зав. Шумилова Ольга Алексеевна), физики и биологии с живым уголком.

Особенно нас привлекал кабинет биологии, которым и руководила Раиса Григорьевна. В нём были такие животные, как ежи, морские свинки, хомячки, белые мыши, декоративные рыбки. В кабинете был «разбит зимний сад» в котором росли карликовые пальмы, фикусы, традесканции разных видов, плющи, разновидности комнатных растений.

Раиса Григорьевна Громова вела кружок юннатов, который я посещала и в котором велись опытно-экспериментальные работы по выращиванию культурных растений.

Много времени и сил отдавала Раиса Григорьевна пришкольному участку, опытнической работе, юннатам. Итоги работы на пришкольном участке подводились на празднике Урожая. Ежегодно организовывалась выставка выращенных культур и других работ юннатов. Заканчивался праздник обедом из продуктов с пришкольного участка.

В 1971 году работа кружка нашего юннатов была высоко оценена на выставке-конкурсе «Юных натуралистов Свердловской области». Учащиеся нашей школы (среди которых посчастливилось быть и мне) заняли почётное второе место в области после школ Карпинского района. И вот в 1972 году по результатам этой выставки я представляла юннатов Сысертского района уже на Всероссийской выставке достижений народного хозяйства в столице нашей Родины - городе-герое Москве.

Это была интересная и захватывающая экскурсия, о которой потом я рассказывала ученикам нашей школы.

После открытия нового здания школы ей передали в пользование два автомобиля – грузовой и пассажирский. Поэтому возникла потребность в строительстве гаражей. Я помню, сначала на школьной спортивной площадке построили два временных деревянных гаража, потом, рядом со школой – кирпичные.

В школе было четыре завуча - по учебной работе (Вертишева Любовь Сергеевна), по учебно-воспитательной работе (Суворов Александр Никифорович) по профессиональному и трудовому воспитанию (Зудихин Николай Михайлович, уникальный фотограф, который вёл фотокружок, устраивали общешкольные выставки), завуч начальных классов (Огнивова Ираида Алексеевна до 1964 года, а дальше на педсовете была избрана Плещёва Валентина Павловна, проработавшая на этой должности 10 лет по 1974 год).

В 1970 г.в школе обучалось восемьсот десять учащихся и работало тридцать восемь учителей. Это хорошо известные всем выпускникам школы имена:

 Горбунов Георгий Родионович (уч. истории)

Аверина Анна Ивановна (уч. математики)

Базуева Ольга Ильинична (работала на торфянике в начальной школе)

Бардова Ирма Павловна (уч. физики)

Беляева Людмила Павловна (уч. русск. яз. и лит.)

Бессонова Валентина Викторовна (уч. географии)

Блюштейн Любовь Насоновна (уч. английского. яз.)

Буйничева Неля Николаевна (уч. нач. классов)

Вертешева Любовь Сергеевна (уч. истории)

Вертешева Светлана Сергеевна (уч. русск. яз. и лит.)

Войцек Алевтина Алексеевна (уч. русск. яз. и лит.)

Воронова Надежда Васильевна (уч. русск. яз. и лит.)

 Гилёва Мария Ефимовна (старшая пионервожатая)

Голенкина Клара Ивановна (уч. русск. яз. и лит.)

Громова Раиса Григорьевна (уч. биологии)

Денисова (Голендухина) Зинаида Александровна (с 1975 года)

Денисова Зинаида Павловна (уч. домоводства)

Денисова Ирина Степановна (уч. нач. классов )

Дергачёва Валентина Ивановна (уч. математики)

Жильцов Фёдор Прокопьевич (уч. труда)

Загайнова Анна Михайловна (уч. нач. классов)

Комин Валерий Борисович (уч. физики)

Кузнецова Мария Семёновна (уч. нач. классов )

Листвина Людмила Александровна (с 1972 года)

Мищенко Нина Михайловна (уч. географии)

Невьянцева Анисья Ивановна (уч. нач. классов)

Образцова Нина Васильевна (уч. физкультуры)

Огнивова Ираида Алексеевна (уч. нач. классов )

Плещёв Михаил Васильевич (уч. физкультуры и военного дела)

Плещёва Валентина Павловна. (уч. нач. классов )

Прибавкина Елизавета Ивановна (уч. истории)

Рогова Ольга Николаевна (уч. нач. классов )

Романовская Мария Алексеевна (уч. нач. классов )

Суворов Александр Никифорович (уч. рисования)

Суворова Валентина Александровна (уч. химии)

Уфимцева Александра Наумовна (уч. нач. классов )

Холодов Александр Петрович (уч. труда и кружка автодела)

Холодова Елена Степановна (уч. русск. яз. и лит.)

Хорошилова Нина Леонтьевна (уч. русск. яз. и лит.)

Худякова Тамара Георгиевна (уч. нач. классов )


В нашей школе была хорошо налажена и вожатская работа. Комсомольцы и пионеры старших классов брали под свою опеку и контроль младшие классы. Устраивали совместные вечера, проводили тематические беседы совместно с классными руководителями, ходили на зону пионерского действия.

Зона пионерского действия – это вообще был особый школьный и поселковый феномен. Каждый класс, а в классе - пионерские отряды, комсомольские группы брали на попечительство целые улицы или дома престарелых односельчан, ветеранов, инвалидов и просто участников войны. Ребята 4-8-х классов приходили, как правило, после уроков, в выходные или праздничные дни под руководством учителя или вожатого и выполняли любые работы по дому и хозяйству, помогали чем могли – приносили дрова, убирали снег зимой в ограде, разметали дорогу, мыли посуду, ходили в магазин, прибирали по дому.

Вспоминается один случай, непосредственным участником которого я была лично. На улице Красноармейская (недалеко от того дома, где жила моя бабушка) мы часто посещали одну престарелую старушку. Звали её «баба Лиза». Постепенно любопытные пионеры её «разговорили». И вот тут открылась трагическая судьба её сына. Пропал без вести. Не было никакой информации. Баба Лиза часто плакала, когда его вспоминала. Она очень его любила. Мы решили написать в москву письмо от имени пионеров и комсомольцев нашей школы с просьбой помочь в розыске её сына. Какова же была наша радость и удивление, когда нам пришёл официальный ответ. В этом письме из Москвы содержалась вся известная информация о нём. Когда мы принесли это письмо бабе Лизе – на её лице появились слёзы. Смешанное чувство: горе от того, что информация о его гибели подтвердилась и счастье от того, что она теперь узнала точную дату и место его захоронения. Через несколько лет, в далёком 1979 году эта добрая и всеми любимая нами бабушка умерла. Но мы до сих пор посещаем её могилку слева у главного входа в кладбище. Прошло тридцать лет, а простенькая, заключённая наспех в обычное оргстекло чёрно-белая фотография бабы Лизы жива. Не удивительно ли это?! И память о ней – жива тоже.

Особым событием для учеников и учителей школы были педсоветы в вечернее время. На них присутствовали не только учителя, но и ученики, а также их родители. Слёты отличников и ударников проходили ежегодно в конце марта в актовом зале УзМИ. Праздники 7 ноября были также общими с нашими шефами. Представлялись совместные концертные программы. Художественную самодеятельность «готовили» учителя. Был также в школе учительский хор. Агитбригада учителей. Она часто выезжала в г. Сысерть и Арамиль.

 А исключительно «учительскими праздниками» были День учителя и Новый год. Они всегда проходили в школе.

К парку у всех нас тогда было особенное отношение. Каждый год в нём проходили субботники. Мелись дорожки, убиралась листва. И вот обычно к 1 мая он был полностью убран. А потом подключались работники завода. Они белили скульптуры и красили развлекательные сооружения (танцплощадка, эстрада, карусели и качели). Были также и два действующих фонтана. Для тех времён – это была настоящая роскошь для посёлка. Помню, как на праздники на эстрадной площадке обычно выступали артисты свердловских театров, музыкальные коллективы, и даже часть труппы Театра музкомедии. На танцплощадке по вечерам летом и осенью проводились «танцы», где собиралось много молодёжи. На спортивной площадке 1 мая проходили состязания сборных команд завода. Наши школьники были не только зрителями но и принимали активное участие в соревнованиях. А на спортивном стадионе проходили соревнования по футболу, баскетеболу и волейболу…. Большое внимание в школе в 70-е годы уделялось военно-патриотической и спортивно-массовой работе… Военруком и физоргом школы тогда работал мой отец. Плещёв Михаил Васильевич.»


(Из воспоминаний учителя физкультуры и военрука школы № 5 Плещёва Михаила Васильевича)


«..У каждого ученика нашей школы в спортзале были «свои» лыжи и ботинки, поэтому не было таких, кто увиливал бы от занятий физкультурой. Спортзал был хорошо оборудован снарядами и тренажёрами, которых в то время можно было найти не в каждой школе. С 18 часов и до позднего вечера активно работали секции баскетбола, волейбола, легкой атлетики (брусья, кольца, конь). В вестибюле первого этажа школы у нас была представле

Разработчики сайта: Агафонова Л.В. Гилева Е.В. © 2020